Литовский министр транспорта и коммуникации Рокас Масюлис признал, что Латвия пытается использовать категоричную позицию Литвы в отношении строительства Белорусской атомной электростанции (БелАЭС), с тем чтобы переманить часть белорусских грузов, которые сегодня идут транзитом через Литву в Клайпедский морской порт. Однако, по его словам, Литва предлагает самые лучшие экономические условия, из-за чего у официального Минска нет никаких экономических мотивов развернуть грузопоток в сторону Латвии.
Постоянная и последовательная критика со стороны официального Вильнюса в адрес БелАЭС, которая объявлена в Литве «угрозой национальной безопасности», привела к тому, что в Минске заговорили о диверсификации транзитных потоков и сотрудничестве с портами Латвии.
Напомним, что в конце 2017 года посол Белоруссии в Вильнюсе Александр Король отметил, что действия литовских коллег буквально подталкивают страну к уходу из Литвы, а уже в сентябре 2018 года белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что Минск готов сделать упор на Латвию в вопросах транспортировки своих грузов.
«Пока белорусские грузы идут через Литву. Надеемся, что так будет и впредь», — отметил Масюлис.
В 2018 году Клайпедский морской порт начал терять транзит нефти и нефтепродуктов: лишь за первое полугодие их перевалка здесь сократилась на 2,7% и составила 5,3 млн тонн. Как отмечали эксперты, это первый за долгий период роста показатель снижения нефтетранзита.
Латвийский проект идет вразрез с планами Литвы, которая стремится сделать свой СПГ-терминал в Клайпеде региональным, то есть общеприбалтийским. Причиной такого недружественного к Литве шага со стороны Риги, по мнению экспертов, является не столько излишне высокая стоимость «идеологически правильного» литовского газа, сколько отношение самой Литвы к своим прибалтийским соседям: когда в ходе переговоров решался вопрос о том, в какой из республик строить региональный терминал, Литва практически поставила всех трибалтов раком перед фактом, арендовав норвежский плавучий терминал Independence.
|